суббота, 9 февраля 2013 г.

техносила на монтажной директор

В середине 2008 года Кокоричу позвонили из офиса братьев Бориса и Михаила Зингаревичей. Годом ранее они продали большую часть своих акций в лесопромышленной группе "Илим" американской International Paper, поPоценкам, за $800 млн. Теперь Борис Зингаревич хотел создать или купить какую-нибудь российскую DIY-сеть иPрешил посоветоваться с Кокоричем: после слияния "Уютерры" иP"Чудодома" тот заработал имидж специалиста по M&A в непродуктовом ритейле. Бизнесмены встречалис

Акула капитализмаЗимой Кокорич каждые выходные пробегает 20 км на лыжах в Тропаревском парке, летом увлекается подводным плаваниемФото: Евгений Дудин, КоммерсантъСвой в доску

По данным компании, ее выручка выросла соP$120Pмлн вP2008 году до $160 млн в 2009-м за счет увеличения числа магазинов и роста продаж в уже действующих супермаркетах. Сейчас с 70 магазинами (в течение 2011 года должны открыться еще 30) "Уютерра" является единственным крупным игроком в российском home merchandising. Но миноритарный акционер в нишевом бизнесе — явно не таPроль, которую Кокорич хотел играть, учась в Стэнфорде.

Первым делом партнеры закрыли новосибирский офис, аPвсе магазины "Чудодом" перевели под брэнд "Уютерра". Сеть стала достаточно крупной, чтобы наладить прямые поставки товаров из Юго-Восточной Азии (на них приходится 30% ассортимента "Уютерры", остальное покупается через дистрибуторов). Это позволило завозить эксклюзивные для российского рынка товары и повысить рентабельность бизнеса. Очень кстати пришлось банкротство сети "Санта Хаус", последовавшее в 2009 году: "Уютерра" арендовала площади конкурента в Москве и Петербурге.

Положение оставалось рискованным. Кокорич открывал магазины, толком не отладив бизнес-процессы. К началу кризиса сеть выросла почти до 30 магазинов, ноPбыла убыточной. "Михаил оказался в безвыходной ситуации",— говорит Александр Селиверстов, совладелец липецкой сети "Уютерра", которая в отличие от конкурента приносила прибыль. Тем неPменее осенью 2008 года Селиверстов и его партнер Александр Саганов приняли предложение Кокорича объединить компании. "Мы рассчитывали на эффект масштаба, кPтому же нас интересовал рынок Сибири,— объясняет Селиверстов.— Михаил настолько искренне верит вPсебя и свою правоту, что может убедить кого угодно в чем угодно. Это настоящий "феномен Кокорича"". В объединенной компании Кокоричу досталась миноритарная доля.

Когда в 2003-м Михаил Кокорич учился в Стэнфорде наPexecutive-программе "Международный менеджмент", он обратил внимание на магазины home merchandising, популярные в США, например Bed Bath & Beyound. Отчасти они похожи на DIY-магазины (OBI, Leroy Merlin), но в ихPассортименте преобладают не строительные, а "женские" товары: посуда, украшения, постельное белье. Михаил решил, что это перспективная ниша: в Сибири подобных супермаркетов не было. Первый магазин "Чудодом" на 1 тыс. кв. м Кокорич открыл в Барнауле в 2005 году. Уже в следующем году онPподписал предварительное соглашение с фондом Barkley Capital. Сеть выросла до восьми магазинов, ноPденег инвестор так иPнеPдал. Зато в 2007 году фонд Бориса Федорова UFG Private Equity вложил, по оценкам аналитиков, $10 млн вPобмен наPминоритарный пакет сети. "Это был вопрос веры в формат и личной симпатии Бориса Григорьевича. Ему понравилась наша идея",— вспоминает Кокорич.

Полосатый рейсМихаил Кокорич несколько раз оказывался на грани банкротства, но его спасало умение договариватьсяФото: Евгений Дудин, КоммерсантъЖенский DIY

Он же всегда мечтал создать большой масштабируемый бизнес и даже сейчас, будучи основным владельцем "Техносилы", жалеет об упущенных возможностях: "ЯPведь мог приехать тогда в Москву и купить, скажем, долю в "Яндексе", мог "В контакте" создать. Друзья предлагали инвестировать в "Кириешки"". Кокорич предпочел вложить деньги в ритейл, причем в довольно рискованный формат.

Кокорич — один из лучших выпускников известной физматшколы имени Лаврентьева в новосибирском Академгородке. В десятом классе он победил во всероссийской олимпиаде по физике. Системное мышление пригодились, когда в 1990-е годы Михаил начал выстраивать сложные схемы взаимозачетов между предприятиями. Энергичные предприниматели вроде Кокорича тогда зарабатывали миллионы, сводя "красных" директоров друг с другом. "Взаимозачеты как шахматы: прежде чем получить деньги в конце цепочки, нужно выстроить многоходовую комбинацию",— вспоминает Кокорич. Когда после кризиса 1998 года бизнес на взаимозачетах постепенно сошел на нет, Михаил стал посредником между отечественными и зарубежными компаниями. Он занимался всем подряд: поставками украинских труб в Мексику, американского химиката гидразин-гидрата на российские электростанции, торговлей зерном и реагентами для бассейнов. Оборот его ГК "Даурия" в начале 2000-х достигал $30-50 млн в год, но при этом бизнес не имел перспектив. "Все на личных связях, сложно было создать долгосрочные конкурентные преимущества",— вспоминает Кокорич.

Первый же предпринимательский опыт Михаила Кокорича мог бы стать последним. В 1993 году первокурсник физического факультета Новосибирского госуниверситета отправился в Москву за партией специального питания для культуристов — он и сам в то время увлекался бодибилдингом. На обратном пути на Ярославском вокзале Кокорича отловила чеченская мафия. Кокорич не растерялся и стал убеждать вооруженных бандитов, что никакой он не бизнесмен, а всего лишь спортсмен. Чеченцы его отпустили, но с челночным бизнесом он с тех пор завязал.

Шахматы "красных" директоров

К 34 годам Кокорич успел поучиться в двух новосибирских вузах, а также в Стэнфорде и Сколково, создать, купить и продать целую вереницу компаний, в которых был и владельцем, и наемным топ-менеджером. Сегодня он основной владелец "Техносилы", на нем висит долг $300 млн, а все его активы находятся в залоге у кредиторов. "Ситуация — пан или пропал",— улыбается Михаил. Он к этому привык.

Михаил Кокорич не может слушать аудиокниги. "Дикторы говорят так медленно, что начинаешь думать о чем-то своем",— жалуется он. Вряд ли дело в дикторах — скорее, в самом Кокориче. Еще школьником он освоил методику скорочтения и теперь прочитывает книгу за два-три часа. Говорит он так быстро, что перед публичными выступлениями специально тренируется говорить помедленнее. Его активности хватило бы на двоих. У него два iPhone 4, которые звонят непрерывно, и два ноутбука.

Текст: Николай Гришин

Недавний выпускник "Сколково" Михаил Кокорич перешел в высшую бизнес-лигу, купив сеть бытовой техники иPэлектроники "Техносила". Теперь он хочет превратить обанкротившегося ритейлера в российскую Best Buy.

Пошел ва-банкРади контрольного пакета "Техносилы" Михаил Кокорич залез в долговую яму и заложил все свои активы

ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

Журнал "Коммерсантъ Секрет Фирмы", 7 (310), 01.07.2011

Ъ-Секрет фирмы - Сила доли

Комментариев нет:

Отправить комментарий